Рынок мяса в Республике Казахстан (13.04.09)
Цены на мясо в Казахстане будут падать. Такими прогнозами с газетой «Капитал.kz» поделился Муслим Разиев, директор ТОО «WSCP». «Как правило, самый больший дефицит мяса наблюдается именно весной, в этот период и цены всегда самые высокие, потому что идет откорм и окот у животных. Но первое падение цен на мясо можно будет наблюдать уже к лету. Если сейчас 1 килограмм говядины стоит 700 тенге, летом эта цена опустится до 600 тенге, а к весне – до 580», – прогнозирует г-н Разиев.
По его словам, современный внутриказахстанский рынок мяса и мясопродуктов представляет собой четыре субъекта. Доминирующие мелкие частные хозяйства – наименее защищенный юридически и экономически производитель. Конечный потребитель, имеющий платежеспособность. Между ними стоят промежуточные звенья – переработчики мяса и, главное, посреднические структуры, которые формируют как оптовые рынки, так и розничный рынок.
Специалисты утверждают, что сферой деятельности посредников стало, с одной стороны, село, а с другой, – крупные оптовые рынки и областные базы. Посреднические структуры полностью контролируют рынок мяса области, закупая до 55% его товарного объема. Цена, которую посредники платят фермерским хозяйствам, более чем в 2 раза ниже реальной рыночной.
«Основная проблема казахстанского рынка – это отсутствие возможности у ритейлеров проводить закуп в регионах. Они не имеют свою основную закупочную сеть напрямую от крестьянских хозяйств, от так называемого подворового сбора мяса. Соответственно это приводит к тому, что приходится работать с перекупщиками, грубо говоря «черными дилерами», за счет чего и увеличивается цена на рынке города», – сетует г-н Разиев.
На механизм ценообразования, как говорит эксперт, влияют такие составляющие: затраты на выращивание скота, его последующий забой, доставку и другие попутные расходы. Сегодня стоимость выращивания одной головы крупного рогатого скота (КРС) варьируется от 70 до 80 тыс. тенге. Забой в забойных цехах Алматы оценивается от 2,5 тыс. тенге. В среднем забойная масса составляет 150 и выше килограмм. Средняя стоимость доставки в любой области республики – около 80 тыс. тенге.
«Перекупка скота на уровне поселков и районов, где «черные дилеры» закупают мясо в среднем по 25-30 тенге на 1 кг. Оптовая продажа на мясных рынках от 10%, а продажа среди мелких реализаторов от 25 до 30 тенге за 1 кг. Имеется в виду, что добавляется 10%, и на каждый килограмм в последующем идет накрутка. Плюс ко всему на плечи как оптовиков, так и розничных реализаторов ложится стоимость расходов на мясном рынке. За въезд грузовой машины, за взвешивание мяса на весах, парковку транспорта, использование холодильников, оплату торгового места платятся определенные деньги. В итоге получается, что стоимость 1 кг мяса стоит от 700 тенге и выше», – объяснил директор ТОО «WSCP».
По мнению экспертов, рынок мяса в Казахстане является непрозрачным. Оценить реальные объемы производимого и потребляемого в стране мяса не берутся даже специалисты. Очень много неучтенных и бартерных сделок осуществляется на рынке, кроме того, налог фермеры платят с каждой головы, а потому частенько не показывают реальную численность животных в своих табунах и на подворьях. Согласно официальным статистическим данным, в год в Казахстане производится около 50 тыс. тонн только конины, но специалисты полагают, что настоящая цифра как минимум в 2-3 раза больше.
Как рассказал «Капитал.kz» Берик Тапишев, генеральный директор ТОО «Оптовый клуб», мясной рынок Алматы очень тяжело оценить, потому что более 40% мяса поставляется в мегаполис именно нелегальным способом. «Это рынок, который практически не контролируется, и он не консолидирован. К примеру, в регионах 1 кг мяса стоит 400-450 тенге, это реальная цена, которая должна быть. Но алматинский рынок немного другой, который вносит свои коррективы, и цена в среднем колеблется в размере от 650 до 800 тенге за 1 кг. Алматы – это один из крупнейших потребителей мяса. По некоторым данным, до 30% объемов потребления мяса происходит именно здесь. Мы продавали 3 – 3,5 тонны мяса в день. С августа по декабрь прошлого года было продано порядка 400 тонн, уже за первые 3 месяца этого года – чуть более 200 тонн», – говорит г-н Тапишев.
Лидирующими мясными регионами традиционно остаются Северный Казахстан, где содержится более четверти всего скота в республике, Юго-Восточный (20%) и Восточный (17,8%). Север больше специализирован на КРС, юг – на овцеводстве. Дополнительно мясо в республику завозится из Кыргызстана, Узбекистана, России и Китая. А промышленное мясо, которое уходит в основном на мясопереработку, поставляется из Аргентины, Бразилии, Польши и Новой Зеландии. По экспертным оценкам, на их долю приходится в среднем около 300 тонн в месяц.
Импорт – менее актуальная тема, чем состояние оптовых рынков, но также является основным источником диспропорций на казахстанском рынке мяса. «95% всей потребляемой казахстанцами продукции приходится на импорт. А рынков, чье производство можно назвать полностью казахстанскими, – на самом деле не очень много. На мой взгляд, их всего два: зерновой и мясной. В Казахстане эти отрасли имеют больше перспектив, чем все остальные. Безусловно, с ростом благосостояния казахстанцев, с увеличением их покупательской способности будет подниматься и внутреннее производство. Главное, чтобы при этом количество импортной продукции, поступающей на внутренний рынок, не превышало критического предела, после которого отечественное производство начинает испытывать сложности», – уверен генеральный директор ТОО «Оптовый клуб».
Он отметил при этом, что поддержка сельских товаропроизводителей была и остается одной из важнейших аспектов экономической политики. «Мы осознаем, что обеспечение низких цен на продукты питания невозможно без сотрудничества с сельскохозяйственными производителями. Предложив сельским товаропроизводителям торговую площадку с нулевой арендной платой, расширенными возможностями по хранению и переработке мяса, обеспеченным потоком покупателей, мы на практике реализуем установку Главы государства по поддержке отечественного производителя, а также обеспечиваем горожан мясной продукцией на 10-15% дешевле рыночных», – заключил Берик Тапишев.
По его прогнозам, объемы продаж мяса и мясной продукции в 2009 году составят более 2 тыс. тонн.
|