2010 – Автомобиле- и сельхозмашиностроение Узбекистана
Автомобильную отрасль Узбекистана представляет акционерная компания «Узавтосаноат», являющаяся на 100% государственной компанией.
АК «Узавтосаноат» - является учредителем 42 предприятий, оперирующих в сфере производства, продаж, техобслуживания и финансов. АК «Узавтосаноат» оперирует как холдинговая компания и включает: предприятия по производству автомобилей - ЗАО «Дженерал Моторс Узбекистан», ООО «СамАвто», СП «МАН Авто Узбекистан», СП «Мерседес Бенц Центральная Азия»; производителей комплектующих частей - СП «Дженерал Моторс Пауэр-трейн Узбекистан» по производству двигателей и 15 основных поставщиков автокомпонентов; предприятия по продажам и сервисному обслуживанию, лизинговая компания, обеспечивающая финансирование продаж коммерческого автотранспорта и образовательные учреждения.
ЗАО «Дженерал Моторс Узбекистан» - одно из самых крупных предприятий компании специализирующееся на производстве легковых автомобилей. Это совместное предприятие с 75% долей АК «Узавтосаноат» и 25% долей «Дженерал Моторс». Предприятие было создано на базе закрытого акционерного общества «УзДЭУавто» с началом коммерческого производства в 1996 г. В марте 2008 года 25% пакет акций был реализован «Дженерал Моторс», благодаря чему был получен доступ к глобальным системам и продуктам данной компании. Предприятие расположено в г.Асака Андижанской области и занимает территорию 720 тыс. кв. м. Общее количество работников на сегодняшний день превышает 7 тыс. человек.
ЗАО «Дженерал Моторс Узбекистан» - предприятие с полным циклом производства, включающим прессовое, сварочное, окрасочное и сборочное производства. Продукция данного предприятия – это 7 моделей автомобилей, в том числе, запущенный в производство в 2010 году Шевроле Спарк.
В 2012 году планируется освоение производства автомобиля класса Нексии – GSVEM с годовой объем производства более 100 тыс. ед. В 2010 году объем производства ЗАО «Джи Эм Узбекистан» составил 217,7 тыс. автомобилей, из которых 40 % направлены на экспорт.
«Самаркандский автомобильный завод» ООО «СамАвто» - предприятие по производству автобусов и грузовиков среднего размера. Это совместное предприятие с японской компанией «Иточу». Продукты предприятия выполнены на базе шасси «Исузу». На предприятии также обеспечен полный цикл производства, обеспечивающий высокий уровень локализации и достаточное количество применяемых технологических операций.
В 2008 году начаты работы по реализации проекта создания завода по производству силовых агрегатов – ЗАО «Дженерал Моторс Пауэртрейн» совместно с компанией «Дженерал Моторс». Создание двигательного производства открывает новую страницу в развитии узбекского автомобилестроения, наряду с созданием современного производства, в состав которого, кроме механообработки и сборки также войдет и алюминиевое литье. Организация производства двигателей открывает новые возможности в локализации производства компонентов для силовых агрегатов. Начало производства запланировано на 2012 год. В предприятии будет трудоустроено 1200 чел.
В 2009 году создано совместное предприятие «МАН Авто Узбекистан» по производству тяжелых грузовиков. Производство размещено в г. Самарканд. Предприятие имеет большие перспективы, учитывая значительный рост объемов грузовых перевозок в данном регионе. АК «Узавтосаноат» имеет планы по расширению данного направления в бизнесе с тем, чтобы занять лидирующие позиции в производстве тяжелой техники на пространстве стран СНГ.
В сентябре 2010 года создано предприятие «МБ Центральная Азия» совместно с немецким концерном Даймлер по производству автобусов большой вместимости на базе шасси «Мерседес Бенц».
На сегодняшний день уровень локализации производимых автомобилей составляет более 50%, всего поставку компонентов осуществляет более 160 местных поставщиков. В настоящее время локализовано более 1050 наименований комплектующих деталей. В ближайшем будущем планируется довести уровень локализации до 80-85%.
По инициативе АК «Узавтосаноат» в 2009 году в г. Ташкент образован филиал Туринского Политехнического Университета. Университет может принимать 1200 студентов по направлениям - технология машиностроения, автомобильный инжиниринг, энергетика, инжиниринг промышленного и гражданского строительства, архитектурный и промышленный дизайн, ИТ и АСУ в промышленности.
В рамках программ модернизации и локализации АК «Узавтосаноат» осуществляется ряд проектов по локализации новых продукций, также по обновлению модельного ряда автомобилей. В частности, в рамках Постановления Президента №ПП-1442 от 15 декабря 2010г. «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах», АК «Узавтосаноат» предусмотрена реализация 28 проектов на сумму около 1 млрд. долл.
Учитывая интенсивное развитие автомобилестроения в Республике, и целенаправленную государственную политику в секторе, в нашей стране имеется огромный потенциал для сотрудничества с иностранными компаниями в сфере автомобилестроения.
В соответствие с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 19.03.2010г., в целях обеспечения дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного машиностроения страны за счет модернизации и технологического обновления производства, углубления интеграции отечественных предприятий с ведущими мировыми производителями сельскохозяйственной техники и на этой основе расширения производства современной конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции, наиболее полного обеспечения сельского хозяйства высокопроизводительной техникой, между ОАО «Ташкентский тракторный завод», концерном «CLAAS» и компанией «CLAAS Central Asia Investment GmbH» (ФРГ) 23 февраля 2010 года заключено Соглашение о создании совместного предприятия «Uz CLAAS Agro» в форме общества с ограниченной ответственностью с уставным фондом в размере 1 млн. евро. ДоляТТЗвСПсоставляет 51%, доля CLAAS Central Asia Investment GmbH – 49%.
До конца 2011 года предприятием планируется собрать до 100 единиц техники. Около 20 комбайнов из них планируется направить на экспорт в соседние страны. На первоначальном этапе сборка техники будет осуществляться за счет поставки SKD-комплектов. В соответствии с бизнес-планом развития СП, в 2013 году уровень локализации должен достичь 50%.
В целях продвижения продукции на рынке Узбекистана «Uz CLAAS Agro» во второй половине 2011 года намерено создать дочернюю сервисную компанию «Uz CLAAS Service» для обеспечения послепродажного обслуживания производимой сельхозтехники с сервисными центрами во всех регионах.
Первоначальная мощность предприятия составит порядка 500 единиц сельскохозяйственной техники в год, в том числе 200 единиц универсально-пропашных тракторов, 170 единиц зерноуборочных комбайнов, а также другая вспомогательная техника.
Источник: Агентство «Узинфоинвест»
|